1 Я говорю правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне моя совесть, руководимая Духом Святым.2 Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна!3 Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих соплеменников!4 Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания [40] от Бога,5 у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.6 Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Изра?иль.7 И не все потомки Авраама — его дети. Ведь Бог сказал: «Твой род продолжится через Исаака»,8 то есть не те дети, что родились от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом.9 Вот это обещание: «Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын».10 Но это не все. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака.11 Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей: «старший младшему станет рабом», чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен12 и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога.13 Как говорится в Писании: «Иакова Я полюбил, а Иса?ва возненавидел». 14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? — Ни в коем случае!15 Моисею Бог сказал: «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным». 16 Итак, все зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога.17 В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и имя Мое сделать известным по всей земле».18 Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.19 Ты меня спросишь: «Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?»20 Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?»21 Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?22 А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел «сосуды гнева», которые обречены на уничтожение,23 для того именно, чтобы явить все безмерное величие Своей славы по отношению к «сосудам милости», предназначенным для славы? И эти «сосуды милости» — мы.24 Нас Он призвал — и не только из иудеев, но и из язычников,25 как об этом Он говорит в книге Осии: «Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую — любимой. 26 И в том самом месте, где Я сказал им: „Вы не Мой народ“, — теперь их назовут сынами Бога Живого». 27 А Иса?йя восклицает об Израиле: «Даже если число израильтян будет как песок морской, все равно спасен будет лишь остаток.28 Свой приговор, решительный и скорый, исполнит над землей этой Господь».29 Как предсказал Исайя: «Если бы Господь Воинств не оставил нам нескольких уцелевших, мы стали бы как Содо?м и уподобились Гомо?рре». 30 Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру,31 в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг.32 Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения»,33 как написано: «Вот Я закладываю на Сио?не камень — и о него споткнутся, скалу — из-за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен».