1 Но и тебе, человек, нет извинения, если судишь других, — тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они.2 А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает.3 Не думаешь ли ты, человек, осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?4 А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?5 Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты увеличиваешь кару себе в День гнева, когда явится правый суд Бога,6 который каждому воздаст по делам его:7 тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, — вечную жизнь;8 себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, — гнев и ярость.9 Горе и страдание всякому человеку, делающему зло, во-первых, иудею, потом и язычнику.10 Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых, иудею, потом и язычнику.11 Ведь Бог беспристрастен!12 Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.13 Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.14 Когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.15 Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.16 Так будет в тот День, когда Бог, согласно моей Вести, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.17 Вот ты зовешься иудеем, ты полагаешься на Закон и хвалишься Богом,18 и знаешь, что тебе делать, чтобы выполнить Его волю; ты, наставленный в Законе, умеешь выбирать то, что правильно:19 ты уверен, что именно ты поводырь слепых, свет для пребывающих во тьме,20 воспитатель неразумных, учитель невежд, — потому что знаешь Закон, содержащий в себе всю полноту знания и правды.21 Ты учишь других, а почему не учишь себя? Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешь.22 Говоришь «не нарушай супружескую верность» — и сам нарушаешь. Презираешь идолов — и грабишь храмы.23 Похваляешься Законом — и нарушением Закона наносишь бесчестье Богу.24 Потому что «из-за вас, — как сказано в Писании, — имя Божье в поругании у язычников».25 Ведь обрезание только тогда приносит пользу, когда ты исполняешь Закон, а если ты преступаешь Закон, то твоего обрезания как бы и не было.26 А если необрезанный соблюдает установления Закона, разве Бог не сочтет его обрезанным?27 И, значит, будут судить тебя те, кто телесно не обрезан, но соблюдает Закон, — тебя, у которого есть и писаный Закон, и обрезание, но который преступает Закон.28 Не тот иудей, кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле внешнее обрезание.29 Нет! Настоящий иудей тот, кто таков внутри, у кого обрезание в сердце, а это дело Духа, не буквы. Ему похвала не от людей, а от Бога.